Чем занять детей в 1-2 года: лучшие игры и развлечения для маленького ребенка

Чем занять ребенка в 1-2 года: совместные игры

В этом возрасте компания ровесников ребенка еще не привлекает, поскольку ни он сам, ни другие дети еще не могут придумать идеи для развлечений.

Какие игры родители могут предложить малышу?

  1. Мыльные пузыри. Пожалуй, нет на свете крохи, который бы не любил наблюдать, как вода превращается в разноцветные прозрачные шарики. Детей в этом процессе интересует все: откуда берутся пузыри, как их можно выдуть, почему они лопаются? Малышня обязательно захочет создать мыльные пузыри сама, вот почему это занятие порой затягивается до тех пор, пока раствор в баночке не закончится.
  2. Рисование. 12-месячный ребенок уже с явным удовольствием рисует пальчиковыми красками, к двум годам он уже может справиться с гуашью, акварельной живописью. Самое главное – подобрать безопасную краску и создать рабочее место, а потом наблюдать, как малыш смешивает краски, ставит отпечатки ладошек и пальцев. Кстати, в этом деле вам пригодятся рулоны старых обоев. Они гораздо экономнее дорогих альбомов.
  3. Лепка. Лепить можно из специального соленого теста или обычного мягкого пластилина. Только не покупайте ароматную пластичную массу, потому что ребенок обязательно захочет ее попробовать. Покажите ему простейшие упражнения: скатайте шарик, колбаску, продемонстрируйте, как изготовить лепешку. Не ждите красивых фигурок, в этом возрасте детям интересно изучать свойства материалов. Плюс подобного занятия неоспорим – активное развитие мелкой моторики!
  4. Ролевые игры. Полуторагодовалый ребенок уже проявляет неподдельный интерес к ролевой игре. В этот момент он подражает действиям родителей, которые видит ежедневно. Обычные сюжеты: покормить куколку, сделать с ней зарядку, запеленать ее, покачать в коляске, уложить ее спать. И все же без маминой помощи пока не обойтись. Ближе к трем годам сюжеты игр станут более сложными, ведь к непосредственному опыту добавится и воображение.
  5. Чтение книг. Годовалые детки пока не могут воспринять длинные произведения с сюжетом, поэтому сказки оставьте на потом. Один-два года – возраст для чтения стихотворений, прибауток. Обычно «на ура» идет классическая детская литература: стихи А. Барто, К. Чуковского и т.д. Кстати, возьмите эти произведения за основу для детских мини-спектаклей, приобретя пальчиковый театр или сделав его из обычных перчаток.
  6. «Прогулочные» игры. Варианты игр на свежем воздухе ограничиваются лишь маминой фантазией. Вы можете поиграть с другими детками на игровой площадке, взяв с собой на улицу мяч. Покормите голубей кусочком старого батона, развивая тем самым детскую моторику и наблюдательность. Покачайтесь на качелях, зимой слепите снежную бабу, осенью соберите яркие листья. Летом перечень развлечений значительно расширяется.
  7. Подвижные игры дома. Без этих полезных занятий сложно представить обычный день с малышом. Нельзя же усадить кроху на несколько часов за стол и ждать, что он будет рисовать, лепить или собирать что-то. Если кроха уверенно ходит, поиграйте с ним в прятки, пятнашки или догонялки. Если же он только делает первые шаги, просто покатайте мячик на полу или попрыгайте на фитболе.
  8. Кубики, матрешки, пирамидки. Пусть ваши занятия с малышом будут не только веселыми, но и полезными. Для этого недостаточно купить развивающие игрушки, взрослым обязательно нужно включаться в игры, научить ребенка взаимодействовать с предметами. Для детей в 1-2 года подходят кубики, пирамиды, рамки-вкладыши, сортеры, крупные конструкторы, музыкальные инструменты.
  9. Игры с крупами. Возьмите большой таз с манкой, поместите в него множество «секретиков» и «сокровищ». Это могут небольшие игрушки, крышки от баночек, фигурные макаронные изделия. Кстати, на поддонах или на больших темных блюдах можно рисовать необычные картины детскими пальчиками.
  10. Воздушные шары. Потрясающе увлекательное занятие с маленькими детьми. На шарике вы можете рисовать фломастером веселые рожицы. Шарик можно надуть и отпустить, не завязывая горлышко – радостных воплей не избежать. Маленького исследователя надолго заинтересует, как из такой маленькой тряпочки получается большой и легкий шарик.
  11. Домашние дела. Иногда не стоит придумывать новые занятия для ребенка, достаточно просто разрешить ему помочь вам по хозяйству. К примеру, дайте карапузу губку и влажную салфетку и покажите, как вытирать пыль. Двухлетние дети уже могут орудовать щеткой для пола и мыть тарелки. Поставьте свое чадо на небольшой постамент возле раковины, намыльте губку и дайте вымыть пластиковую посуду.
к содержанию ↑

Интеллектуальное развитие

Поскольку ребенок пока довольствуется ролью наблюдателя, игры должны быть направлены на активное получение зрительных, слуховых и тактильных впечатлений, их осмысление, запоминание и применение.
  • Сделайте тематические альбомы «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда» и другие, наклеив в обычные блокноты для рисования соответствующие картинки. Давайте его рассматривать малышу, называя изображенное.
  • Также ребенку полезно разглядывать семейный альбом, где собраны качественные фотографии ближайших родственников, которых он хорошо знает.
  • Если выдался солнечный день, покажите ребенку, что предметы и люди отбрасывают тень, поиграйте зеркальцем, попробуйте наступить на нее или поймать солнечного зайчика.
  • Включайте ребенку музыку разных направлений, изучайте, как звучат разные музыкальные инструменты, это способствует развитию слухового восприятия.
  • Игры с сортером и геометрическими фигурами сформируют у ребенка представления о разных размерах и формах.
  • Соберите ребенку его первую библиотеку из книжек с толстыми картонными страницами и красочными рисунками. Конечно, он не научится сходу читать, но полюбит заниматься с книгой, это первый шаг к чтению.
  • Поощряйте общение ребенка с другими детьми и взрослыми.
  • Играя с малышом, предоставляйте ему свободу действий, даже если с вашей точки зрения он делает что-то неправильно.
  • Купите конструктор типа «Лего» с крупными деталями, кубики, игрушки без музыкальных и других развлекательных элементов. Игры с ними заставляют проявлять фантазию, самостоятельно придумывать сценарий.
  • Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности, разрешайте ему вам помогать, давая посильные поручения.

Ограничьте просмотр телевизора и занятия с планшетом. Из-за «готовых» развлечений ребенок становится пассивным наблюдателем, а не активным участником игрового процесса, как должно быть.

к содержанию ↑

Мелкая моторика

Важность развитой мелкой моторики очевидна. Педагоги центра раннего развития «Каркуша» рекомендуют выполнять следующие игры и упражнения:

  • Лепка из соленого теста, пластилина, глины. Начните с шарика, потом сплющите его в лепешку и скатайте колбаску и т. д.
  • Рисование обычными или пальчиковыми красками, карандашами. Сначала вам придется помогать малышу, поддерживать его ручку, показывать, как делать мазки и рисовать линии.
  • Создание композиций из пластилина, палочек, камешков, пуговиц, ракушек и др.
  • Шнуровка, наматывание ярких шерстяных ниток в клубок.
  • Бизи-боард. Ее можно купить в магазине или сделать дома: на лист фанеры прикрутите выключатель, шпингалет, счеты из крупных бусин, розетку с привязанной вилкой, лоскуты с липучками, кнопками и т. д.
  • Игры с рамками-вкладышами и сортером.
  • Заведите сенсорную коробку, туда нужно положить предметы разного цвета, формы, размера, веса, поверхностью.
  • Игры с цветным рисом, фасолью, макаронами: пересыпание, выкладывание узоров, «рисование» картин.
Прекрасные результаты дают различные эксперименты с песком и водой. Они оказывают постоянное воздействие на рецепторы и дают ребенку богатый тактильный опыт.

Обязательно водите его в песочницу, играйте во время купания в ванне и детском бассейне, купите ему плавающие игрушки, формочки, сито, ведерко, совочек или ковшик, чтобы он мог играть с водой и песком.

к содержанию ↑

Развивающие занятия с годовалым малышом должны строиться на следующих принципах:

    • Регулярность. Занимайтесь ежедневно, желательно в одно и то же время. Только в этом случае упражнения будут эффективны.
    • Разнообразие. Чередуйте упражнения, направленные на физическое,

познавательно, сенсорное, моторное, речевое, психическое развитие.

  • Игровая форма, так как игра – это ведущая деятельность маленького ребенка.
  • Помощь. Вам придется постоянно помогать малышу, ведь многие действия ему придется выполнять впервые.
  • Комфорт. Занимайтесь в теплом проветренном помещении, убедитесь, что ребенок в чистом памперсе, хорошо себя чувствует, не испытывает голода и жажды, нормально поспал.

Если ребенок капризничает, то занятие лучше отложить. В случае если вы не можете сами заниматься с ребенком регулярно, запишитесь на занятия в центр раннего развития. Занимаясь в мини-группе под руководством опытного педагога, ребенок быстро социализируется и овладеет нужными навыками.

Рада вас приветствовать, уважаемые читатели!

Сегодня мы затронем очень актуальную тему для родителей малышей одного года. А также поговорим о том как развивать ребенка в 1 год.

Мнение эксперта
Зуева Тамара Павловна
Опыт работы 10 лет в государственных клиниках, постоянный участник профильных семинаров и конференций
Что же подразумевается под особенностями развития малыша? Как правильно организовать досуг крохи, как развить его умственные и физические способности? На все вопросы вы найдете ответы в данной статье.
к содержанию ↑

Изменения в физиологии и строении тела

С достижением годовалого возраста темпы роста значительно замедляются. В следствии утрачивается вес, с которым малыш появился на свет.

Если рассмотреть стопы, можно увидеть то, что они имеют плоскую форму. Свод же, в свою очередь, отсутствует. Поэтому просматриваются жировые подушечки. Между тем, в скором времени, малыш начнет ходить, и они постепенно утратят своё начало.

В двенадцать месяцев у карапуза имеется в среднем 8 зубов. Если резцы отсутствуют, необходимо обратиться к врачу — педиатру.

В результате, за целый год жизни кроха прибавляет в весе около 350 грамм, а длина тела увеличивается на один – полтора см. В свою очередь, окружность грудной клетки и головы тоже прибавляют в размерах примерно на 0, 5 см.

Конечно каждый малютка индивидуален и естественно, что одни малыши развиваются быстрее, а другие медленнее. Все же врачам удалось все показатели деток привести к среднему значению. Таблица приведена ниже.

к содержанию ↑

Бодрствование

Режим дня карапуза составляют пассивные и активные игры, занятия гимнастикой, чтение интересных книг, походы в гости, а также прогулки на свежем воздухе и прочее. В первой половине дня следует больше заниматься активным отдыхом.

А вот с наступлением вечера, необходимо ограничиться упражнениями, которые не требуют многочисленных затрат энергии. Конечно, нужно проводить последние нагрузки за час до принятия пищи.

Детки 12 месяцев в бодрствующем состоянии проводят времени больше. Но тем не менее, спят по — прежнему примерно 14 часов за сутки.

Например, ночью ребеночек отдыхает около 10 часов. Что касается дня, карапуз в этот период времени спит два раза.

Следует отметить, что первый сон по времени занимает два – два с половиной часа. Между тем, второй отдых времени занимает меньше, длится полтора часа.

к содержанию ↑

Питание

Мнение эксперта
Зуева Тамара Павловна
Опыт работы 10 лет в государственных клиниках, постоянный участник профильных семинаров и конференций
Когда мы беседуем о том как развивать ребенка в 1 год мы должны помнить о том, что он нуждается в пяти разовом питании. Что касается пауз, они между приемом пищи составляют примерно три с половиной – четыре часа.

Следует расписать график приема пищи и кормить кроху в одно и тоже время. Крохи данного возраста примерно в сутки употребляют 1300 мл еды.

В следствие этого порция в среднем составляет 260 мл.

На завтрак рекомендуется давать ребенку кашу: пшенную, кукурузную, рисовую, овсяную. Но не стоит злоупотреблять рисовой крупой, так как она не содержит для детей 12 месяцев особо ценных веществ.

Обед же обычно состоит из овощей: картошка, морковка, цветная капуста. Картофель не стоит включать в рацион питания ежедневно. Периодически рекомендуется варить крупы: горох, ячневую крупу, перловку, гречку. Так как овощи полезны, их следует добавлять в кашу. И конечно же каждый день в рацион питания должны входить мясо либо рыба.

Полдник составляют: творог, сыр с овощами или фруктами, яйца также с овощами или фруктами.

Далее, по истечению шестидесяти минут после полдника, угостите малютку фруктом: грушей, киви, яблоком, бананом, либо печеньем.

С наступлением ужина, приготовьте кашу, запеканку из овощей либо пюре.

к содержанию ↑

Гигиена

Процедуры гигиены – это неотъемлемая часть каждого дня. Как только малыш утром проснулся, его умывают, купают, чистят ему зубки, ушки.

Кроха уже в состоянии самостоятельно пробовать держать правильно щетку и приучаться чистить полость рта. С наступлением вечера ребятенка следует снова искупать, при этом запустив в ванну резиновые игрушки, распевая песенки и потешки.

Затем следует почистить зубки и пойти укладываться спать.

к содержанию ↑

Прогулки на свежем воздухе

Прогулки с малышом следует совершать два раза в день. Причем необходимо помнить, что в процессе прогулки важно обращать внимание пупса на окружающую обстановку, рассказывать, что видите, описывать, что слышите.

Время нахождения на свежем воздухе должно составлять два часа либо чуть побольше. Безусловно, в летний период времени вы можете на улице прогуляться дольше.

Не стоит выводить пупса на улицу, если там сильный мороз, ветер либо дождь.

к содержанию ↑

Правильное развитие мальчика

Годовалый мальчик – это страстный исследователь. Он ни минуты не сидит на месте, если не спит. Очень любит играть в подвижные игры. Природа устроила мужчин так, что они с самого раннего возраста начинают видеть мир в вертикальной плоскости. Поэтому, те мальчуганы, которые начали ходить, охотно исследуют кресла, стулья, пытаются на них взобраться.

Очень забавляют маленьких рыцарей катания на папиных плечах верхом. Так будьте норовистым конем, который любит всадников сильных, ловких и смелых. А что, если отпустить ножки? Пупс тут же стиснет шею папы и крепче схватиться за гриву коня.

Сколько прекрасных минут подарит вам общение с годовалым ребенком! Еще бы! Мальчик, существо любознательное и творчески одаренное. Без сомнений, ему все интересно. Так создайте же все предпосылки для творческих возможностей малыша. И разложите повсюду листы бумаги, фломастеры, карандаши, затем, чтобы он рисовал тогда, когда захочет.

Также развивайте музыкальный слух своего чада. Для этого давайте слушать ему музыку: детские песенки, народные, современные. А малыш с удовольствием потанцует.

Игрушки же, очень важны. Обязательно покажите мальчику, как с ними играть.

Также о развитие мальчика вы можете прочитать в статье о развитии детей в 5 месяцев

к содержанию ↑

Упражнения

Главная задача перед родителями, в этот период – научить его правильно передвигаться на ногах. С этой целью, массажисты рекомендуют ряд упражнений, которые направлены на укрепление мышц ребятенка. Более подробно об упражнениях для развития речи.

Во — первых, прочертите на полу узкую тропинку. Затем попросите кроху пройти по ней. Для начала постарайтесь выполнить это упражнение вместе. Покажите чаду, как необходимо правильно пройти по дорожке.

Во — вторых, воспользуйтесь скамейкой для гимнастики. Следует закрепить её так, чтобы она была под наклоном. Малышу двенадцати месяцев еще сложно выполнить эти движения, придерживайте его.

В — третьих, выполняйте ходьбу переставными шагами в правую сторону, затем в левую.

В — четвертых, разложите на полу игрушки. Тем самым вы создадите препятствия. После этого, побуждайте малыша перешагивать предметы.

О массаже для развития речи ребенка вы можете прочитать в статье о массаже ребенку для развития речи

к содержанию ↑

Тренажеры

Ранний старт – это спортивный комплекс. Он состоит из множества тренажеров. Более того, заниматься на нем физическими упражнениями рекомендуется с раннего детства.

Кольца – позволят сформировать у крохи правильную осанку. Одновременно с этим, лестница поможет развить ловкость, сильные ноги и руки. Кроме того, поднимаясь по наклонной тропинке и спускаясь, малыш разовьет правильную походку. Для выполнения других физических упражнений понадобятся маты. Они идут в комплекте с чудо – тренажером.

Особенно детки любят хвататься ручками за перекладины и висеть на них.

Занятия на данном комплексе укрепляют организм ребенка. Занимайтесь с крохой регулярно. Тогда он вырастет физически развитым.

к содержанию ↑

Игрушки

Мнение эксперта
Зуева Тамара Павловна
Опыт работы 10 лет в государственных клиниках, постоянный участник профильных семинаров и конференций
В год малыш может подолгу занимать себя игрой. Вместе с этим, ему очень нравится разговаривать. Естественно, «да» или «нет», он еще не может говорить. Зато честно кивает головой, когда согласен.

Внимание! Запрещайте только то, что действительно опасно. Да и то, с опасностью лучше знакомить.

В качестве эксперимента налейте в кружку горячей воды. Затем объясните ребенку, что предмет горячий. Потом слегка прикоснитесь пальчиком к предмету. Можно показать, как плавится свеча. Эти опыты заставят кроху проявлять осторожность в отношении некоторых предметов.

Малыш должен накопить свой собственный опыт. Поэтому не следует постоянно делать ему замечания, одергивать его. Годовалый пупс легко отвлекается. Если он хочет заняться чем — нибудь не безопасным, привлеките его другой игрой. Конечно, малыш будет рад.

к содержанию ↑

Предмет на веревочке

Обязательно дома должны быть игрушки на веревочке. Это может быть пустая коробка, машинка или животное. Они учат кроху прямо ходить. В свою очередь, девочкам, рекомендуется приобрести маленькую коляску для кукол. Усадите туда игрушку. Пронаблюдайте, с какой большой охотой детки её катают.

Обязательно играйте с крохой в игры только те, которые действительно нравятся вам и интересны малышу. Если ваше чадо отказывается играть в какую – либо игрушку, лучше отказаться от нее и найти замену.

В раннем возрасте деткам очень сложно сосредоточить свое внимание на одной деятельности. Как можно чаще сменяйте игрушки в ходе занятия.

Иногда вещи, который постоянно нас окружают оказываются отличным средством для развития пупса. Например, воспользуйтесь дыроколом.

Для этого необходимо в листе картона проделать несколько отверстий. Затем проденьте в дырочку шнурок.

Потом покажите крохе, как нужно правильно играть с веревочкой. Эта игра помогает развивать мелкую моторику рук.

Она прививает навык, который будет очень полезен в дальнейшей жизни.

к содержанию ↑

Фигурки зверей

В раннем возрасте важно создать у ребенка представления о животных и птицах. Чем реалистичнее будут игрушки, тем четче представление будет у карапуза о них.

Книжки

Первое, на что стоит обратить ваше внимание – это детские энциклопедии. В современном мире их издают большое количество. Наибольшей популярностью пользуется книга под редакцией О. Жуковой «Первый учебник малыша». Данная энциклопедия рассказывает об одежде, посуде, действиях, животных, птицах.

«Школа семи гномов» от 1 до 2 лет является очень интересным, полезным издательством. В этих книжках предложены различные игры и задачки. Они обогащают кругозор ребенка полезной информацией. Следовательно, расширяют кругозор.

Старайтесь, чтобы ребенок слышал чистую литературную речь. Также полезно включать аудио – сказки, детские песни, стихи.

Читайте ребенку с самого рождения. Так вы сумеете привить любовь к книгам.

к содержанию ↑

Игра «Что изображено на иллюстрации?»

Для игры выберите несколько книг с крупными яркими картинками, которые хорошо знакомы малышу. Рассмотрите вместе иллюстрацию. Затем опишите её сами. Потом задайте вопросы крохе.

Мнение эксперта
Зуева Тамара Павловна
Опыт работы 10 лет в государственных клиниках, постоянный участник профильных семинаров и конференций
На этом все, дорогие родители! Растите и развивайте кроху с любовью! Думаю, данная статья была вам полезна. Делитесь своим опытом и задавайте вопросы в комментариях.

Развитие ребенка в 1 год, как и в последующие 2 года имеет самый высокий потенциал. «После трех уже поздно» — так считает японский инженер и предприниматель, сооснователь Sony и автор данной книги — Масару Ибука.

Гленн Доман, — автор одноименной развивающей методики, назвал эту книгу одной из важных книг, когда-либо написанных на земле! Стоит вспомнить, как быстро дети постигают речь и учатся иностранным языкам к трем годам, намного быстрее чем взрослые. На что еще способен ребенок, что он умеет в 1 год, и что советуют специалисты, для развития его способностей, — читаем далее.

к содержанию ↑

Что умеет ребенок в 1 год?

В первый год своей жизни ребенок активно учится, повторяя за взрослыми. Поэтому, если родители занимались с ребенком, малыш будет уметь следующее.
  • Ребенок умеет говорить простые слова, например, «мама», «папа», «баба», «дай», и т.д.
  • Даже если еще не может сказать, но уже понимает значение многих слов и может указать на них. Например, может указать на определенные части тела, игрушки, бытовые объекты, объекты на улице.
  • Ребенок различает интонации и узнает голоса.
  • Слыша музыку, будет пританцовывать.
  • Узнает знакомых и реагирует на них.
  • Подражает действиям взрослых. Когда его просят, — машет рукой, шлет воздушный поцелуй и т.п.
  • Ребенок уже может ходить без поддержки взрослых, но часто чередует с ползаньем.
  • Он становиться более любопытным и изучает все, что попадется на его пути.
  • Может держать карандаш в руках, и рисует каракули.
  • Любит когда мама читает ему книжку, любит рассматривать картинки.
  • Просится на горшок.

Подробней о том, что должен уметь ребенок в 1–3 года, вы узнаете в статье о сенсорном развитие ребенка раннего возраста.

к содержанию ↑

Кризис первого года

Именно с возросшей активностью ребенка к первому году жизни и связан первый кризис. Малыш любопытен, многое хочет изучить и сделать, но пока не в состоянии объяснить родителям, чего он хочет, и не может сделать того многого, что хотел бы.

От этой беспомощности и возникают частые историки. Психологи не рекомендуют ругать и припираться, усиливая истерику еще больше.

Необходимо взять ребенка на руки и успокоить, если он закатил истерику прилюдно, отнести его домой или в уединенное место. Найдя общий язык с ребенком, кризис может пройти для вас незаметно.
к содержанию ↑

Как развивать ребенка в 1 год?

  • Запомните, что ребенок повторяет все за вами, поэтому вам самим нужно подавать пример. — Делайте вместе зарядку, давайте возможность помочь (в силу его возможностей) по дому: просите что-то принести, убирайте вместе игрушки.
  • В этом возрасте ребенок готов активно познавать этот мир, нельзя ему в этом мешать, нужно только направлять и корректировать. Учите звонить по телефону, выключать свет, включать и выключать музыку, стараясь объяснять доступным языком опасности некоторых ботовых приборов, и их хрупкость, где-то показать наглядно. — Чтобы приходило понимание, что нельзя лезть в розетку и постоянно щелкать выключателем. А особо любопытным можно сделать безопасный бизиборд, для изучения любимых замочков, кнопочек, выключателей и т.п.
  • Старайтесь все объяснять и показывать наглядно, что и как работает, как устроено и для чего необходимо. Даже если вам придется объяснять по несколько раз, — наберитесь терпения, это окупится, — ребенок будет более сообразительным и не потеряет интерес к познанию этого мира.
  • Всегда разговаривайте с ребенком, комментирует все действия, просите ребенка выполнять необходимые действия. Провоцируйте его речь, не поддаваясь на интуитивное понимание своего ребенка. Особенно, это важно, если ваш ребенок еще не начал разговаривать.
  • Читайте ему книги, смотрите развивающие мультики. Это тоже поможет малышу разговориться.
  • Рисуйте как можно чаще, причем не только правой рукой, но и левой. Так вы активизируете к развитию разные части головного мозга. Учитесь рисовать простые формы (животные из кружков, треугольников, овалов, квадратов, линий и т.п.).
  • Пускай то, что ребенок уже может выполнить, он делает сам, — приучайте к самостоятельности. Даже если это займет больше времени, — выделите на это время. Ребенок в 1 год уже учится кушать самостоятельно, поощряйте его. Приучайте малыша к горшку, с года уже пора. Ребенок уже способен учиться самостоятельно одеваться, пускай и не полностью.
  • С года, если ребенок уже способен разговаривать, начинайте учить короткие стишки и потешки, — у детей хорошая память, так вы тренируете ее еще больше.
  • Уже с года можно начать обучение первым буквам и цифрам. Некоторые родители учат первые английские слова, показывая на картинки. Но лучше дождаться пока ребенок заговорит на языке окружения (родном языке).
  • Уделяйте должное внимание физическому развитию: играйте в активные игры, делайте зарядку, массаж.
к содержанию ↑

Развивающие игры для детей в 1 год

  • Игрушки учат жизни. С играми точно так же, как и в жизни. Ребенок еще многого не понимает, но уже готов учиться. Показывайте все необходимые для него действия на игрушках. — Кормите игрушки, укладывайте спать, причесывайте кукол, мойте их, готовьте на игрушечной кухне, подружите игрушки. Объясняйте, что любое действие ведет к определенным последствиям. — Если малыш кинул игрушку, игрушке может быть «больно» и ее надо пожалеть, и полечить. Воссоздавайте ситуации в игре. — Все те действия, что совершаются с игрушками, ребенок точно так же будет применять в жизни. С помощью правильных игр вы научите ребенка здоровому поведению.
  • Игрушки для интеллекта. Для развития интеллекта ребенка придумано много развивающих игрушек, — пользуйтесь ими. Например: конструкторы, кубики, развивающие игрушки Монтессори. Всегда направляйте его действия и давайте задания, следите за правильностью выполнения. Специалисты советуют не покупать ребенку большого количества игрушек, чтобы его внимание не рассеивалось. Сосредоточьтесь на нескольких, а когда ребенок их освоит, приступайте к следующим, убирая предыдущие.
  • Развиваем мелкую моторику. Используйте игры, развивающие мелкую моторику, — это взаимосвязано с развитием интеллекта вашего ребенка. Конструкторы, пальчиковый театр, игры с крупами, — подобных игр сейчас много, выбирайте наиболее интересные вашему ребенку.
  • Творчество. Занимайтесь творчеством: рисуйте, лепите, вяжите веревочки, клейте, вырезайте. — Это не только развивает мелкую моторику, но и способствует развитию воображения и мышления.
к содержанию ↑

Методики раннего развития детей от 1 года

Для начала, советую ознакомиться с популярными методиками раннего развития. Все они достаточно эффективные, выбирать надо ту, которая будет вам ближе всего.

Самые популярные на сегодня: методика Марии Монтессори; методика Гленн Домина. — Они могут вам пригодиться в развитие вашего малыша.

Загляните в книжный магазин, многие книги по раннему развитию стали уже бестселлерами на рынке, я советую к ним присмотреться. Например, нашумевшая, упомянутая мной выше, книга — «После трех уже поздно» Масару Ибука. Ознакомьтесь подробней с методом Марии Монтессори в книге «Энциклопедия Монтессори. Раннее развитие, воспитание, среда».

Полезно, если у родителей под рукой будет книга с играми и развивающими занятиями для детей от 1 года. Например, «Годовой курс развивающих занятий для малышей от 1 до 2 лет» от Елены Янушко.

Специалист по раннему развитию
Ксения Понаморева

Как я уже говорила, я безумно люблю все систематизировать, и потому сегодня понадоедаю вам с очередным планом развивающих игр и занятий. Очень надеюсь, что этот конспект поможет вам ориентироваться во множестве игр с ребенком 1 года, о которых уже было написано ранее.

Лично я без таких вот конкретных программ развития как без рук, ведь очень хочется соответствовать меняющимся почти каждый месяц потребностям дочери в знаниях, впечатлениях, открытиях.

В этой комплексной программе есть все для всестороннего развития ребенка 1 года — 1 года 3 месяцев: и развитие моторики, и творчество, и изучение окружающего мира, и многое другое.

Подробные планы на другие возраста вы можете найти здесь:

Итак, как развивать ребенка в 1 год (Чтобы прочитать подробнее о каждой игре и о ее различных вариациях, нажимайте на ссылку-название ):

к содержанию ↑

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

  • Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой ), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);

Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);

Пример рамки-вкладыша ( Ozon , My-shop , Read )

  • Играем с колпачками (вкладываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);

Пример колпачков ( Ozon , My-shop , Read ). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга .

  • Рвем бумагу / вату;
  • Играем с крупами, с песком, с водой (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);
  • Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер );

Пример шнуровки ( KoroBoom , Лабиринт , My-shop )

Пример кугельбана ( Ozon , Лабиринт , My-shop )

Примеры полезных в этом деле игрушек:

Книжка «Одеваюсь сам» ( Озон , Лабиринт , My-shop )

Доска с застежками ( My-shop , KoroBoom )

Пример пирамидок ( Ozon , Лабиринт , KoroBoom )
Уже знакомые игры:

  • Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);
к содержанию ↑

3. Рисование

5. Чтение книг

Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:

6. Первые уроки

  • Знакомимся с понятиями: большой-маленький, много-мало, одинаковый, холодный-горячий;
  • Считаем все вокруг во время общения с малышом (ступеньки, пуговки, игрушки);
  • Изучаем геометрические фигуры;
  • Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша

8. Прослушивание классической музыки

9. Двигательная активность

  • Если малыш еще не ходит, активно учимся ходить (много ходим за две, за одну руку, без поддержки);
  • Если малыш уже научился ходить, играем в «полосу препятствий» : наступаем на небольшие ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику ( Озон , My-shop ); пролезаем под стулом; перешагиваем кубики.
  • Катаем/бросаем мяч.

10. Развитие навыков самообслуживания

  • учимся пить из кружки,
  • учимся мыть руки,
  • учимся есть ложкой.

На первый взгляд может показаться, что очень много тут всего написано и опробовать все эти развивающие игры нереально, но это впечатление обманчивое:) Стоит только начать заниматься, и мысли «Какую бы еще интересную игру нам попробовать?» сами будут атаковать вас. Поэтому желаю вам творческих успехов!

Конспекты занятий и на другие периоды развития ребенка вы можете найти в этом разделе.

Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

Свершилось: крохе исполнился годик! В этом возрасте детки становятся невероятно любознательные и активные. Выбор игр и занятий становится все более обширным. Как лучше развивать и обучать ребенка в этот период? На что сделать упор? Какие занятия с ребенком и игрушки выбрать?

Многие мамочки, воодушевленные советами педагогов по раннему развитию, бросаются скупать игрушки и пособия для обучения, как только ребенку исполнился годик. Но в большинстве случаев кроха совершенно игнорирует паззлы, «шнуровки» и прочие «развивалки».

Мнение эксперта
Зуева Тамара Павловна
Опыт работы 10 лет в государственных клиниках, постоянный участник профильных семинаров и конференций
А на навязывание таких игрушек ребенок реагирует негативно. Он плачет, бросает их на пол, пытается убежать.

Это не повод отчаиваться и ставить крест на развитии малыша!

Не нужно заставлять его играть в то, что ему пока не интересно.Такие полезные игрушки обязательно заинтересуют его рано или поздно. В самом начале лучше сделать упор на развитие и закрепление уже имеющихся навыков ребенка, а именно, ходьба, первые слова, мелкая моторика, сенсорика.

Игры для детей 1 года весьма разнообразны и помогут родителям не только закрепить, но и многократно улучшить навыки малыша, присоединив новые умения и знания.

Не нужно ждать мгновенного результата. Ребенку надо немного времени, чтобы освоить какую-то новую игру или научиться играть с новой игрушкой. Родителям необходимо набраться терпения и каждый день заниматься с малышом.

Делать это нужно как можно более позитивно, не уставая, показывать, как правильно строить башню из кубиков или собирать пирамидку. Результаты обязательно появятся, возможно, гораздо быстрее, чем считают мама с папой. Нельзя давить на ребенка! Не интересно – ничего страшного.

к содержанию ↑

Развитие творческих способностей

Чем занять ребенка в год, чтобы развить творческое видение мира? Отлично подойдет пальчиковое рисование и лепка из пластилина. Лепку лучше отложить на то время, когда малыш перестанет тянуть в рот все подряд. А вот рисование пальчиковыми красками можно практиковать сразу после 1 года или даже раньше.

Отлично развивает моторику и мышление игры с кубиками, пирамидкой и игрушками-сортировщиками. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать к году и раньше. Если активно играть с ребенком в эти игры, учить, как строить башенку и собирать пирамидку, то через месяц он будет с легкостью делать это сам.

Отлично развивают моторику и координацию попытки самостоятельно кушать. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, сначала большая часть каши будет на одежде и на полу, но пройдет несколько недель, и можно будет с радостью наблюдать за крохой, который ест самостоятельно.

к содержанию ↑

Варианты игр под присмотром взрослых

Кроме основных идей о том, чем занять ребёнка в 1 год , существуют варианты, которое можно также использовать, но с минимальным участием мамы или папы. Вот несколько из них.
  1. Краски. Искусство положительно влияет на развитие малыша. Конечно, в год ребёнку трудно будет пользоваться кисточкой для рисования, но он хорошо справиться пальцами или ладошками. Возьмите огромный лист бумаги или разрешите ему немного порезвиться на кафеле, который без проблем можно будет потом помыть. Пальчиковые краски для детей не представляют опасности (о том как сделать пальчиковые краски самостоятельно читайте в этой статье), а процесс игры будет весьма ярким и полным эмоций. Главное приглядывать за малышом, чтобы он не начал переносить своё творчество на мебель и стены.
  2. Мыльные пузыри. Одно из самых любимых развлечений всех деток. Во время этого занятия они приходят в настоящий восторг, начиная заразительно смеяться и пробовать ловить пузырируками.
  3. Катаем мячик. Годовалого малыша трудно удержать на одном месте, ведь ему хочется постоянно бегать и прыгать. Если приобрести небольшой резиновый мячик, можно научить дитё катать его по полу, пинать и бегать за ним.

Есть вариант соорудить небольшую дорожку для боулинга, где вместо кеглей будут пластиковые бутылочки или надувные шарики. Такое развлечение увлечёт не только малыша, но и всю вашу семью.

  1. Музыкальные книги. Это конечно не отвлечёт внимание крохи надолго, но на некоторое время все же займёт его. Хорошо, если книга будет большой и картонной, с яркими картинками персонажей, детали которых можно двигать.
  2. Машина-каталка. Ещё одно спасение для мамы, когда ей нужно немного времени. Это отличное приспособление, которое подойдёт даже тем деткам, которые чувствуют себя ещё не вполне уверенно на своих двоих. Более того, этот вид транспорта станет полезным на несколько лет вперёд. В машинке можно ездить дома, или же брать её с собой на прогулку.
  3. Шведская стенка. Это прекрасный современный тренажёр для всей семьи, модели которого имеют дополнительные функции, рассчитаны для совсем маленьких деток. Часто туда включён канат, лестница из верёвок, горка или качели. Конечно, для такого вида развлечения нужно присматривать за ребёнком, но он вполне может самостоятельно съёжат с горки, где внизу для страховки поставьте мягкие подушки или покрывало.Если у вас есть в наличии такая стенка, это значит, что ребёнок с самых ранних лет будет вести активный образ жизни, а это положительно отобразится на его развитии и здоровье.
  4. Палатка или домик.Наверняка все в детстве строили небольшие укрытия из подушек, одеял и других предметов, которые без проблем можно найти дома. Представьте, как будет здорово построить такое сооружение и для своего малыша.

Ни для кого не секрет, что в год детки очень любят играть в прятки и ползать по закрытым территориям (к примеру, в туннелях на детской площадке). Если у вас нет желания тратить на это время, есть возможность приобрести такой домик из ткани и полиэтилена в магазине.

  1. Надувной бассейн. Классная идея, чем занять ребёнка, особенно в жаркие дни. Налейте немного водичке и киньте в бассейн несколько игрушек. Если же за окном вовсе нежаркая погода – это не беда! Бассейн можно заполнить поролоновыми мячиками.
  2. Лепка. Идеальным материалом для этого занятия станет солёное тесто или пластилиновая масса. Для начала родителям нужно показать, что можно делать из него, к примеру, катать кругляшки или колбаски. Далее ребёнок сам перехватит инициативу и начнёт трудиться самостоятельно. Этот вид занятия прекрасно развивает мелкую моторику и позитивно влияет на психологическое развитие малыша.
  3. Подвесные качели. Если простор квартиры позволяет повесить небольшие качели, к примеру, в проходе двери, малыш, несомненно, оценит такое приобретение. Конечно, оставлять одного без присмотра на качели не вариант, но если приспособить её ремнём безопасности и время от времени поглядывать, можно от этого только выиграть.
  4. Игры с целлофановыми пакетами. Их шуршание просто завораживает любого ребёнка, и он начинает придумывать разные варианты, как играть с кульками. Только не забывайте поглядывать за ним, чтобы малыш случайно не надел мешок на голову.
  5. Интерактивный мольберт. Незаменимая штука, ведь с одной стороны на нём можно рисовать специальными фломастерами. С другой–играться с магнитными игрушками в виде разных зверушек, букв или цифр. Единственным предупреждением будет то, чтобы в процессе увлечения своим творчеством малыш не перешёл на разрисовку стен и других частей квартиры.
к содержанию ↑

Чем занять малыша на улице?

Мы рассмотрели варианты, чем занять ребёнка в 1 год дома. Но как быть с улицей, ведь иногда тоже хочется перекинуться словечком с другими мамами.

В первую очередь самым оптимальным и захватывающим дух объектом станет обычная песочница, которая находиться практически на всех детских площадках. Для продолжительных игр в ней не забудьте захватить стандартный набор в виде ведёрка, совочка и формочек.

В зимний период также есть интересные занятия. Слепите вместе снеговика или рисуйте цветными красками по снегу. В весенний период возьмите палочку и начните измерять с ребёнком глубину луж. Кроме этого можно запускать плавать кораблики или другие мелкие резиновые игрушки.

В заключение стоит отметить, что существует достаточно много способов, чем занять ребёнка в 1 год. Одни из них малыш может абсолютно самостоятельно исполнять, другие же варианты требуют родительского контроля. В любом случаи стоит менять и чередовать занятия, ведь детки в этом возрасте весьма неусидчивы, и все игры им быстро надоедают.

Для эффективности процесса рекомендуется разделить игрушки ребёнка на несколько частей и время от времени менять их. Он ещё не помнит все свои приобретения, таким образом, через некоторое время забывает о них, и когда вы даёте ему старые – новые вещи, он с радостью увлекается ими, как только что приобретёнными.

к содержанию ↑

Как развлечь годовалого малыша: видео

В любом случае ни одно занятие не заменит крохе родительского внимания, потому то время, пока он увлечён занятием, быстренько решайте все свои дела, после чего возвращайтесь в свой нон-стоп режим, где все внимание уделяется самому большому сокровищу вашей жизни.

Один годик – это ответственный период в жизни крохи и его родителей. Маленький человек стремится за день узнать как можно больше ведь в этом мире столько всего интересного.

Кто, как не родители смогут помочь ему в этом благодаря интересным и увлекательным играм, совместному времяпровождению.

С пользой провести время можно зная, чем занять ребенка в 1 год. Ведь существует масса интересных игр, которые непременно понравятся малышу, и принесут родителям удовольствие, заключающееся в наблюдении за его достижениями.
к содержанию ↑

Дельные советы

Дождавшись годовалого возраста крохи, родители могут начинать заниматься с ним, знакомить его с интересными играми.

Но главное не перестараться, чтобы не отбить желание у малыша заниматься дальше. Для этого следует обратить внимание на следующие советы:

  • Заниматься с ребенком нужно только тогда, когда он пребывает в хорошем настроении и его ничего не беспокоит.
  • В графике следует выбрать время, в которое будут проводиться игры, занятия.
  • При выборе очередного развлечения для крохи следует учесть тот факт, что чрезмерная их длительность, скорее всего, утомит кроху, и он потеряет интерес к происходящему.

Максимальным временем, на протяжении которого можно задержать внимание ребенка в полтора года, является 10 минут.

  • Для того чтобы игра была интересной, а кроха усвоил что-то новое, родители должны наглядно показать, что именно он должен делать.
  • В процессе занятия не нужно скупиться на хвалебные слова, ведь они поощряют малыша, являются стимулом для того, чтобы в следующий раз сделать что-либо еще лучше.

Несмотря на занятость родителей, с ребенком в 1 год нужно проводить как можно больше времени. Ведь в этом возрасте он нуждается в коллективе.

Даже если игру заменить обычным общением, это положительно скажется на эмоциональном состоянии малыша.

к содержанию ↑

Как провести время с пользой

Мнение эксперта
Зуева Тамара Павловна
Опыт работы 10 лет в государственных клиниках, постоянный участник профильных семинаров и конференций
Занятия дома с годовалым ребенком родители могут подобрать самостоятельно. Ведь все дети разные, и то, что для одних является увлекательным, у вторых не вызывает никакого интереса.

Для того чтобы развлечь кроху дома, заняться его развитием, родителям следует отдать предпочтение играм, которые:

  • Помогают развивать мышление. В процессе занятия очень важно использовать игрушки, карточки с изображением животных, предметов, которые нас окружают.
  • Положительно влияют на усовершенствование физических возможностей. Как правило, это активные развлечения, в ходе которых ребенок может подражать взрослым либо выполнять их просьбы.
  • Связаны с привитием любви к творчеству. Несмотря на то, что занять кроху такими занятиями дома надолго не получится, да и результат не всегда будет ожидаемым, заниматься нужно.

Важно чтобы и родители принимали участие в этом, ведь их поддержка для крохи важна.

  • Развивают речь. Как раз в годик многие дети начинают издавать первые осознанные слога, которые вскоре превращаются в долгожданные слова.

Поэтому, не зная, чем занять годовалого ребенка, можно рассмотреть варианты игр, в которых данный навык можно развивать. Например, можно ознакомить кроху со звуками, которые издают животные, и попросить их повторить.

Ориентируясь на данные рекомендации, занятия принесут малышу удовольствие, как и его родителям. Ведь с усладой наблюдать за тем, как старается, учится кроха, который совсем недавно умел только агукать – это истинное счастье.
к содержанию ↑
  • Ребенок ходит самостоятельно, держась за руку родителей. Однако при этом он продолжает ползать на четвереньках, отдавая преимущество этому способу передвижения.
  • Годовалый малыш одной рукой может взять две небольших игрушки, а двумя – набрать горсть или взять три.
  • Он может подавать тот предмет, о котором его попросили взрослые и отпускать его. Карапуз умеет захватывать пуговицы на одежде согнутым большим и указательным пальцем. Некоторые малыши уже могут их расстегивать.
  • Кроха уверенно приседает и садится самостоятельно, не нуждаясь при этом в опоре. Благодаря совершенствуемой с каждым днем моторике, малыш может самостоятельно строить башню из нескольких кубиков и надевать кольцо на палочку от пирамидки.
  • Карапуз учит новые жесты и совершенствует те, которые он уже усвоил в прошлом. Он посылает воздушные поцелуи, машет рукой, качает головой, целует своих родственников и дует на горячую пищу.
  • В год ребенок уже пробует есть ложкой самостоятельно, но только в том случае, если к этому его приучили родители и разрешают практиковаться со столовым прибором во время приема пищи.
к содержанию ↑

Вредность или избалованность?

У каждой мамочки в период кризиса первого года возникает множество вопросов. Почему малыш начал себя так вести? Он просто проявляет вредность или всему виной неправильное воспитание и избалованность? Не нужно так сильно переживать по этому поводу и давать бурную реакцию на появившиеся перемены в поведении малыша.

Вот список причин, которые влияют на поведение ребенка, меняя его не в лучшую сторону:

  • У малыша начинает постепенно формироваться воля, которая сталкивается с волей взрослого, в результате чего кроха начинает сердиться и раздражаться;
  • Восприятие мира у годовалого малыша претерпевает серьезные изменения. Он начинает осознавать тот факт, что он отдельная личность, а его родители взрослые, которым почему-то позволено гораздо больше чем ему;
  • Ввиду того, что малыш с каждым днем приобретает все большее количество навыков, у него начинает возрастать уверенность в себе и он становится все более самостоятельным. Однако при этом, кроха пока не в состоянии давать правильную оценку своим возможностям, предвидеть ситуации и рассчитывать силы. Именно из-за переоценки своих сил, карапузу часто приходится сталкиваться с неудачами, которые заставляют его выходить из себя и огорчаться. Малыш пока не может понять, почему у взрослых это же действие получается выполнить легко, а у него оно выходит с трудом либо не получается вовсе.

Все запреты, которые ему ставят родители, карапуз воспринимает как серьезные препятствия к познанию окружающего мира.

к содержанию ↑

Обувь для годовалого ребенка

Если малыш осваивает навыки прямохождения на жестком полу, то на него нужно надевать специальную детскую обувь. Это необходимо потому, что во время ходьбы в ступне происходит напряжение определенных мышечных групп, однако только в том случае, если ребенок ходит по земле, камням или песку.

При хождении по полу, детская ступня будет либо расслабленной, либо напряженной только наполовину, что приведет к искривлению голеностопа и нарушениям походки.

Первая обувь малыша должна быть непросто модной, удобной и нарядной, а ортопедически правильной. Лучше всего приобретать ботинки на шнурках с высоким задником.

Таким образом, детский голеностоп будет зафиксирован, а небольшой устойчивый каблук на ботинках, позволит избежать плоскостопия. Ботинки не нужно надевать все время, достаточно их носить, только тогда, когда ребенок ходит.

к содержанию ↑

Возрастные нормы и индивидуальные особенности

Педиатры и другие детские врачи опираются на усредненные нормы развития. Существует определенный перечень того, что должен уметь малыш в 12 месяцев. Когда ребенку около 1 года, обычно стартует самостоятельная ходьба, появляется речь, развиваются попытки подражать взрослым.

Но даже по критериям физического развития мы видим, что дети не одинаковы. Один с пеленок более активный, рано встает на ноги, не может усидеть на месте, а другой малыш развивается иначе: как посадили — так и сидит, лучшее место — у мамы на ручках.

С определением норм психологического развития ребенка в год запутаться еще легче. Например, считается, что в возрасте около года малыш должен заговорить.

Но ведь не у всех этот процесс идет одинаково. Кто-то начинает с отдельных слов и наращивает словарный запас постепенно.

Другой молчит чуть ли не до 3 лет. А потом сразу общается так, будто все это время тайком энциклопедии читал.

Родители могут теряться, сравнивая своего малыша с другими. Как на самом деле понять — все ли в порядке? И как подобрать игры для детей 1 года, чтобы они учитывали характер малыша?

Тренинг Юрия Бурлана объясняет: каждому ребенку с рождения заданы определенные свойства психики.
Их уникальный набор и определяет то, какие особенности развития будут именно у вашего ребенка.

Эти свойства нужно учитывать при выборе методов воспитания. Без этого знания не обойтись и при выборе развивающих игр для годовалых детей.

Когда у вас есть золотой ключик к душе любимого чада — любая ложная тревога отменяется. Вы точно знаете, почему малыш ведет себя так, а не иначе.

Какие занятия ему обязательно надо предложить, а к каким у него просто не будет интереса. Разберем на примерах.

к содержанию ↑

Хваткий шустрик

Маленьким обладателям кожного вектора не сидится на месте. Двигательные навыки у них могут даже опережать среднюю норму.

Мнение эксперта
Зуева Тамара Павловна
Опыт работы 10 лет в государственных клиниках, постоянный участник профильных семинаров и конференций
Залезть, вскарабкаться, добраться ползком — все, что угодно, лишь бы достичь заветной цели. Достать, добыть, схватить желанный предмет.

Так развивается их психика — это природные добытчики. Даже первое слово у кожных малышей чаще всего — «дай!».

Природа наделяет таких детей особо чувствительной кожей. Поэтому и окружающий мир они часто стремятся исследовать именно наощупь. Потрогать, погладить, подержать в руках. Поэтому в игры с годовалым ребенком в этом случае надо включить:

  1. Побольше тактильных занятий. Массажики, поглаживания, обнимашки и щекотушки. Можно «рисовать» пальцем по ладошке ребенка и просить угадать, что нарисовано.
  2. Тактильный талант отлично развивают игры с неструктурированным материалом — песком, водой, соленым тестом. Подойдут и пальчиковые краски.
  3. Малышу будет приятно и интересно играть с тканями различной фактуры. А еще рисовать пальчиками по крупам, пересыпать их.
  4. Малыш любит рвать бумагу? Предложите ему цветную. Зеленые кусочки станут листиками для аппликации с деревом, белые — снежинками.
  5. Деткам с кожным вектором дан природный талант к конструированию. Обязательно приобретайте кубики или конструктор для подходящего возраста.
Если в вашей семье растет такой активный и подвижный исследователь — не стоит сравнивать его с послушными и усидчивыми детьми. У него совсем другие таланты — это будущий спортсмен или предприниматель, инженер или создатель инноваций.

Ему не доставит удовольствия чему-то учиться сидя за столом или корпеть над пособиями. Зато любые навыки он легко усвоит в форме подвижных игр, особенно соревновательных.

Важно знать! Особо чувствительная кожа таких детей реагирует сверхстрессом на любые шлепки. Такой вид наказания недопустим. Он может привести к тому, что у ребенка сформируется целый ряд психологических проблем.
к содержанию ↑

Неторопливый и основательный малыш

Малыш, обладающий свойствами анального вектора, — полная противоположность кожному шустрику. Он неторопливый и обстоятельный, с удовольствием будет разглядывать с мамой любимую книжку сидя на диване. Его тело не очень гибкое, он не стремится к высокой подвижности. Он не будет как угорелый носиться по детской площадке — скорее посидит в песочнице.

В его случае игры для детей 1 года стоит выбирать иначе:

  1. Отдайте предпочтение его любимым книгам. От природы такой ребенок внимателен к деталям, подмечает любые мелочи. Поэтому побольше показывайте мелкие детали на картинке и побуждайте их искать.
  2. Отлично подойдут и любые настольные пособия, подходящие по возрасту. Часто такой малыш стремится все упорядочить — поэтому смело предлагайте сортеры, пирамидки и матрешки и т.д.
  3. Малыши с анальным вектором очень привязаны к маме. Раньше других они начинают подражать ей, помогая в домашних делах. Поддержите это стремление. В будущем чистота и порядок во всем станут базовыми ценностями такого человека.

Именно дети с такими свойствами в потенциале — лучше ученики в школе. А в будущем сами могут выбрать профессию педагога.

У них феноменальная память, которая позволяет сначала накапливать, а потом и передавать усвоенные знания. Главное — дать такому ребенку возможность делать все тщательно и неторопливо, вникая во все детали.

Это развивает в нем качества будущего аналитика, профессионала.

Важно знать! Ни в коем случае не торопите, не подгоняйте такого ребенка. Не обрывайте его на полуслове, когда он что-то говорит.

Особенно важно учитывать это, когда вы приучаете ребенка к горшку. У него замедленный метаболизм, и ему нужно больше времени для очищения организма.

Мнение эксперта
Зуева Тамара Павловна
Опыт работы 10 лет в государственных клиниках, постоянный участник профильных семинаров и конференций
Позволяйте ему сидеть на горшке столько, сколько он захочет, не сгоняйте. При поторапливании такого ребенка, помимо физиологических проблем (запоры, заикание), могут возникнуть и серьезные психологические проблемы.

Например, упрямство и агрессия, стремление причинить боль.

к содержанию ↑

Пугливый и плаксивый малыш

Родители малыша со зрительным вектором еще на первом году его жизни могут подмечать: ребенок очень эмоциональный. Чуть что — пугается и плачет. Если «разошелся вовсю» — трудно успокоить. Причина в том, что детям со зрительным вектором от природы задана очень большая эмоциональность. И справляться с ней малыш поначалу еще не умеет.

Особо чувствительный сенсор таких детей — глаза. Они отличают намного больше оттенков цвета и света, чувствительны к изменению формы и т.д. В потенциале такой человек может вырасти художником или фотографом, дизайнером или модельером. Если мы развиваем такого ребенка в 1 год, в игры и занятия стоит включить:

  1. Сортеры на форму, цвет и размерность. Чем раньше малыш усвоит эти навыки — тем лучше. Ближе к двум годам маленькие зрительники уже могут даже различать оттенки.
  2. Такой малыш с удовольствием вовлечется в рисование — цвет очень радует всех зрительников. Дайте ему возможность не ограничивать полет фантазии. Можно оборудовать в детской целую стену с моющимися обоями, чтобы «наскальную живопись» можно было обновлять каждый день.
  3. Можно играть с таким малышом в «театр теней». Приобрести сначала пальчиковые куклы, а позже — те, что надеваются на руку целиком. Довольно скоро маленький зрительник будет уметь проигрывать различные роли, вживаться в образ. Этому способствует его природная эмоциональность и яркая фантазия. А в будущем актерское мастерство тоже может стать одним из вариантов профессии.

Не стоит ограничивать эмоции такого малыша. Установки — «не плачь, успокойся» — будут только задерживать его развитие. Лучше с ранних лет читайте с ним сказки на сопереживание и сострадание главным героям, это создаст между вами теплую эмоциональную связь и задаст ребенку максимальное развитие.

Его развитие идет от простого к сложному. Сначала вы увидите, как малыш оживляет неодушевленные предметы, буквально сердечно привязываясь к плюшевой игрушке, потом он будет способен сопереживать цветочку и любой букашке, затем — человеку.

Очень важно постепенно направлять его внимание на других людей — «пожалеть» уставшую бабушку, укрыть ее пледом. Или пожалеть на площадке ребенка, который ударился.

Хорошо развитую природную чувственность во взрослом возрасте зрительник может реализовать и в гуманистических профессиях: врача, воспитателя.

Важно знать! Ни в коем случае не пугайте такого ребенка, даже в шутку. Не играйте с ним в игры «сейчас тебя съем».

Избегайте сказок, в которых персонажей хотят съесть — будь то Колобок, три поросенка или семеро козлят. В этом случае природный страх смерти (который и есть корень высокой эмоциональности) — фиксируется.

И малыш растет пугливым, тревожным, истеричным.

Автор статьи
Зуева Тамара Павловна
Опыт работы 10 лет в государственных клиниках, постоянный участник профильных семинаров и конференций
Следующая
ЗаболеванияЦитомегаловирусная инфекция (ЦМВИ): пути передачи, признаки, течение, когда нужно лечить?

Добавить комментарий